Поделись с друзьями!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

понедельник, 10 декабря 2012 г.

Карасук. Масло - масляное!


Одной из наиболее развитых отраслей хозяйства в Сибири, кроме земледелия, скотоводства и разных промыслов, было маслоделие. Сибирское масло высоко ценилось по своими вкусовым качествам на международных рынках и аукционах не уступало лучшим сортам знаменитого  датского масла, служившего в это время эталоном.


В конце XIX – начале XX веков, предприимчивые датчане, поняв преимущества сибирского маслоделия, заполонили Омск, создавая свои торговые фирмы, вытесняя промышленников-маслоделов России и края с масляного рынка. Об этих проблемах говорилось на всероссийском съезде маслоделов в 1903 году. Россия по вывозу масла занимала 2-е место в мире после Дании и огромный вклад в это, внесли сибирские маслоделы.

В 1910 году, по Сибирской железной дороге было вывезено 3,8млн. пудов масла на 50 млн. рублей.    В селах и деревнях края строили небольшие предприятия по переработке молока– “молоканки”. В 1897 году в Тобольской губернии было 84 таких заводика, а в 1910 году уже 1042: они произвели 1,5 млн. пудов масла.

К 1913 году в Тюкалинском уезде уже насчитывалось 410 мелких маслозаводов. Конечно, заводы были небольшие, примитивные, преобладали ручные сепараторы. Пуд масла стоил 13,9 рублей, пуд молока – 66 копеек, а пуд пшеницы тогда стоил 1 рубль. Поэтому крестьяне старались завести как можно больше коров, так как каждое животное давало 24 рубля чистого дохода в год. Иметь на двор по 4-5 и более коров для крестьян считалось делом обычным. Вырученные от производства масла деньги шли на приобретение сельхозмашин, на улучшение жилья, расширение пашни. На селе в чести были хорошие мастера по выработке масла..*

Газета “Омский вестник” писала в то время: “…в тех местах и волостях, где маслоделие развивалось быстрыми темпами, сразу же увеличивалось количество коров в крестьянских хозяйствах и бескоровных хозяйств было немного.

В селе Ново-Карасук маслозавод построили в 1928 году. Масло, производимое на нашем заводе, было вкуснейшим из всех, которые мне приходилось в жизни пробовать... Желтоватое, как взбитый крем...  Натуральное на 100%, без каких-либо примесей... Жаль, такого масла больше нет... Интересно, где же оборудование, на котором это масло производилось? Неужели ушло... на металлолом?

(По материалам интернет)

4 комментария:

Nadi комментирует...

Другого такого масла я лично в жизни не пробовала!
11 дек

Людмила Динкель ( Ло...
01:00
Охото поесть.

Надежда Ишутченко (В...
21:56
И мне! А еще - сгущенки бы... ковшичег!
Вчера

нина червякова(ан...
19:10
мне очень нравилась сгущёнка горячая,прямо из цеха. А масло чё и говорить,сейчас такого не найдёшь.
Вы

Геннадий Горин
19:12
Сгущенку я пробовал прямо на заводе, я ведь больше 2-х месяцев проработал на Новокарасукском маслозаводе...

Надежда Ишутченко (В...
19:13
Гена, а ты кем там работал и когда? До института ? Вряд ли после?

Надежда Ишутченко (В...ответила нине
19:15
Сколько мы той сгущенки все съели! А мороженное какое в Карасуке было!!!

Геннадий Горин
19:18
Я же Омский политех бросил в 1973 году, и до армии работал на маслозаводе слесарем, а в мае 1973 - в армию...

Надежда Ишутченко (В...
19:19
Теперь понятно! Я как-то целую неделю... на кирпичном заводе работа!

Геннадий Горин
19:20
На кирпичном у нас была производственная практика после 8 класса

нина червякова(ан...
19:21
Мороженое вообще обалденное. Господи ведь всё это было и никогда никто не думал что когда ничего этого не будет,мы ведь все думали что будет ещё лучше.
Вы

Надежда Ишутченко (В...ответила Геннадию
19:23
А я работала, пока... у водителя не родился ребенок... Местные работницы потащили меня с собой отмечать это событие... На следующий день я на работу выйти не смогла... На этом мой физический труд закончился...

Надежда Ишутченко (В...ответила нине
19:24
ПОмнишь, круглые высокие "бидоны"... Стаканчики вафельные... МММ...

нина червякова(ан...
19:26
Они весом были 10 кг. мама покупала бидон и опускали его в погреб,а мы туда ныряли не по одному разу в день.

Надежда Ишутченко (В...
19:28
А мы бегали в киоск - или к маминому магазину, или к маслозаводу...

нина червякова(ан...
19:29
Какие яркие воспоминания.

Надежда Ишутченко (В...
19:30
Лехи Черноусова на нас нет! Сказал бы - прошлое не воротится...

нина червякова(ан...
19:31
Ага он так бы и сказал.

Надежда Ишутченко (В...
19:32
Нам бы историю маслозавода вспомнить! Я помню несколько фамилий - Хиневич, Меркушин... А ты?

нина червякова(ан...
19:33
ты имеешь ввиду всех всех кто там работал

Надежда Ишутченко (В...
19:41
Начать - с руководителей, специалистов... Я знаю, ГОрин сгущенный цех возглавлял, баба Даша - в казеинке командовала...

нина червякова(ан...
20:03
ну это трудновато

Nadi комментирует...

Надежда Ишутченко (В...
20:04
Так вспоминай, что помнишь?

Сергей Трифонов
20:58
там семьями работали. Киселевы, Росляковы, Сычевы, б. Даша с Матвеичем, Румаки, Дажуки, Еремины, Ложкомоевы, Мещеряков со своей Галей, Коневы, Чередовы, мои родители, это только семьи да и то не все, а сколько так народу работало. Маслоцех, сгущенный, ширпотреб, бондарки было три, кочегары, приемный, шофера, трактористы, а еще раньше, конюшня даже была. Конюхом был сперва Голиков дед Илья, потом Чикишев Яков Иванович. Я то помню,потому что при заводе рос. Отец мой всю жизнь проработал на заводе
Вы

Надежда Ишутченко (В...
21:01
Вот и я о том же! Вот это надо бы на сайт комментировать! Там - это точно сохранится! Ну да ладно! Я потом обработаю! Серега, а кто такой Зыбин? А Меркушин Иван А.(по-моему - так?)

Сергей Трифонов
21:12
Зыбина не помню, мал наверно был, мы в Карасук приехали в64 г мне было четыре года. А Меркушина помню. У него двое детей было, Коля и Люба. Люба то взрослая была, а с Колькой то играли вместе. Он, мой браток, Сашка Киселев, ну и я с ними. А т. Шура Меркушина, вроде в рабкопе работала, если не путаю

Надежда Ишутченко (В...
21:14
Точно, точно! КОля с нами учился! А кем его отец работал?

Сергей Трифонов
21:23
дак он был директором, точнее зав.производством. А Киселевы приехали с Редкого после нас, Николай Васильевич работал сперва мастером маслоцеха. Точную хронологию не помню. Помню, что директором был Толстых, но, кто после кого не помню.

Надежда Ишутченко (В...
21:25
А Меркушины - потом в Ново-Варшавку уехали или нет? Не знаешь?

Сергей Трифонов
21:34
да, они туда уезжали, раньше родители как то даже переписывались с ними. Знаю, что Колька был летчиком гражданской авиации. Я в Крутинке работал, у нас в бригаде работала их родственница.

Надежда Ишутченко (В...
21:35
Вот как!

Сергей Трифонов
21:44
даа сколько водицы утекло. Маслозавод, такой гигант пропал. Сколько людей, судеб. Можно сказать эпоха.

Nadi комментирует...

Надежда Ишутченко (В...
21:45
Сережа, если завод был построен в 31 году, то твои родители, наверное, работали уже на каком-то новом обородовании? И почему они приехали в Карасук?

Сергей Трифонов
22:05
отец был главбухом, а раньше же, то укрупняли, то расширяли. Вот его и переводи4 с завода на завод. С Редковского м.завода, в Кабырдак, там я родился, потом в Калугино, потом в Шипуново. После Шипуново предложили на выбор Карасук, или Паново. Выбрал Карасук. Вот так мы сюда и попали. Я вот сейчас думаю, это же сколько было м.заводов, а тогда скота сколько, а народу за всем этим. И это в застоиные то времена
Вы
22:12
а производство, когда мы приехали, конечно было не совсем современное, хотя развивалось стремительно. Раньше же все было в одном корпусе. Это уж потом расширялись, пристраивали, сад садили. Да че там говорить

Надежда Ишутченко (В...
22:18
Вот видишь - ты все знаешь!

Сергей Трифонов
22:34
дак я ж и говорю, что мы маслозаводские ребятишки при заводе и выросли, как раньше дети крепостных. Я копны в заводе на покосе класса с пятого возить начал, а в 9м 10м уж на граблях греб. А уж сгущенки, да закваски то мы попили! Я не хвастаюсь. И на рыбалку коллективно, и на охоту, и на уху и по грузди и в рям. Вот это был коллектив! Вот это был руководитель! Земля ему пухом.

Надежда Ишутченко (В...
22:41
Такие традиции в молочной промышленности - давно! Конечно, не везде! Говорят, что японское экономическое чудо обязано русскому предпринимателю... Чичкову, который во времиена царской России был владельцем молзаводов близь Москвы...

Сергей Трифонов
22:44
ну, все это теперь только в воспоминаниях.
Сегодня

Надежда Ишутченко (В...
06:19
Так, выходит, молзавод был... государством в государстве? А где у них конюшня была? Сено ведь для лошадей надо было? Или они заготавливали "всем миром" для скота сотрудников?

Сергей Трифонов
20:47
конюшня была на углу, напротив дома Антоненко. А сено косили и коням, и рабочим для хозяйства, да еще и совхоз план давал по сену. Покос в заводе долго длился. Косили за Чагино. Стан там был. Жили от субботы до субботы. В субботу в баню, утром опять туда. Весело было. Гармонь была, гитара. Ну и вкалывали все

Анатолий Терлеев
21:41
Ребята, а я сгущёнки наелся на всю жизнь! Когда жил в интернате. ужин у нас был в18.00. Потом готовить уроки в общей комнате под руководством Валентины Абрамовны и няни Фоны. А дальше...отбой, а есть хочется. И вот мы ( Я.Миша Тельнов, Миша Иванов и др). на маслозавод. Сгущёнка хранилась в бочках под навесом. Пробку из бочки вытаскивали, палочку с насечками в бочку и крутли в ладонях. Наматывали грамм 200 и в интернат мазать на взятый из столовой хлеб.ВКУСНОТИЩЯ!!!
Класс!
ответить

Надежда Ишутченко (В...
21:43
А там разве никто не сторожил? А то бы солью стрелили!

Надежда Ишутченко (В...ответила Сергею
21:47
Серега, а ты молодец, всех помнишь! И даже Голикова деда... А Ширпотреб - это - что было?

Nadi комментирует...

Нина Владимирова ...
04:37

Сколько же вы всего интересного рассказали... Просто чудо.. Я помню моя свекровь( Надежда Мироновна), всегда приносила с Маслозавода: сгущёнку, масло, сметану.. Когда я в интернате жила и потом, когда замуж вышла.. Всего было в достатке, но почему-то по блату. Разве в магазинах не было? Не помню.. А мороженое- это такое наслаждение было.. Надя, эти все записи нужно сохранить- тебе на руку...

Нравится?