Поделись с друзьями!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

суббота, 8 декабря 2012 г.

Не надо петь военных песен?


Не надо петь военных песен?«Не надо»- так считают одни. «Война – это жестоко». «Я знаю, что нужно помнить, чтить и уважать подвиг тех, кто защищает Родину. Но отчего то неловко мне, когда звучат эти песни» - это другое мнение. «Неловко потому, что защищают Родину в данный момент единицы, большинство уходит любыми путями от того, чтобы служить в армии (почему, верно, неверно - это совсем другой вопрос). А в этих песнях воспевается подвиг людей. Погибших лучше вспоминать добрыми словами. И меня напрягает это лживое исполнение военных песен молодежью на лавочках, так как для них это просто очередные слова.
Друг моих родителей служил в Афгане, он когда-то сказал, что может петь военные песни только на встречах с сослуживцами, с теми, кто действительно понимает смысл этих песен.» - пишет  девушка в блоге.

А вот еще один диалог  на  тему военных песен :
-Вчера подбирала песни - по работе, слушала диск с песнями военных лет. В том исполнении, как тогда их пели и как, я помню с детства, они звучали по радио. Помню, отец напевал нам
с сестрой - "На солнечной поляночке" и "Вася-Василёк", слова так и впечатались в память  с тех пор. А нашему братишке Андрею  он пел "Так-так-так,-говорит пулемётчик, так-так-так,-говорит пулёмёт" и "Эх, Андрюша,нам ли жить в печали?" А ведь нынешние 30-20-летние будут вспоминать совсем другие песни... Те, которые им пели папы-мамы и дедушки - бабушки. Военные песни - точно не вспомнят.
- Думаю вы ошибаетесь. Я очень, очень люблю советские, военные песни. Например, «Катюша».  Да все эту песню в детском саду пели!. А "Темная ночь",  "Враги сожгли родную хату", "Смуглянка", "Горит и кружится планета "... Ой, да много песен вспоминается. Очень много. Причем в старом исполнении, а не в современных перепевках.

И у нас в семье  любят военные песни. Любят и поют. Поют, хоть нет у многих ни голоса, ни слуха. Поют от радости и горя. Поют на войне и без войны. Поют, потому, что душа от этих песен разворачивается и сворачивается. Поют, потому что песни у нас особенные, на все случаи жизни. Жить они помогают. Ждать. Любить. Верить. Надеяться. И возвращаться домой.

МОИ ВОЕННЫЕ ПЕСНИ
Первая  песня, которая приходит мне на ум из моего детства, это  папина песня. Он напевал эту  песню всегда. Это песня - про Марусю. А, если быть более точной, про границу.  «Над рекой туман, за рекой граница, ну-ка, друг, баян, что-то мне не спится. Жди меня моя Маруся…» Услышав эту песню по радио, я сразу представляла себе пограничника, который после дозора грустит о своих родителях, друзьях, и о своей любимой…а именно, о моей маме, которую зовут Мария.  Хотя мой папа служил в Германии в танковых войсках. А песня так и осталась для меня – песней про папу.

С моим дедом у меня связана песня «Горит Черноморское солнце в тумане», хоть мой дед вовсе и не был моряком. Дед мой был награжден медалями за оборону Севастополя «Отец твой прошел эту улицу с боем, под танки бросался твой брат. Тогда лишь становится город героем, когда стал героем солдат».  Здесь воевал мой дед 30 летним парнем, которого дома ждали жена и трое сыновей. Дед был награжден медалями и за оборону Кавказа. Воевал на Кавказе 23-24 летним и мой сын. И с той поры во мне застыли другие песни, другая музыка… «Прощание славянки», «Комбат-батяня»…«Он промедлил, а снайпер нет» , «Давай за…» И еще одна песня, материнская. «Баллада о матери»…

Эта песня потрясла меня в детстве, и вот уж никогда не думала, что она будет иметь какое-то отношение ко мне…
Война в Чечне… 7 июня груженный взрывчаткой УАЗ протаранил шлагбаум перед бывшей
школой в Алхан-Юрте, где расположился на постой омский ОМОН… На месте погибли два
милиционера, пятеро были ранены.11 июня водитель-камикадзе атаковал блокпост в Октябрь-ском районе Грозного. В результате взрыва погибли два солдата, один был ранен. 2 и 3 июля  пять военных грузовиков «Урал», груженных тротилом, атаковали цели в Гудермесе, в поселке Ново-грозненский, Урус-Мартане и Аргуне.   Тревожные «Вести» каждый день. И вдруг, среди  сотен  лиц,  на экране телевизора я вижу… своего сына. Он курит, прикрывая сигарету четырьмя пальцами…
 
Точно он! Он курит именно так! Мой сынок! Этот сюжет я  смотрела ровно столько раз, сколь-ко его показывали его во всех новостных лентах… Как тогда  кричала во мне песня «Алексей, Алёшенька, сынок!»

«Он рванулся из траншеи в бой,
Встала мать прикрыть его собой.
Всё боялась - вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
Алексей, кричали земляки,
Алексей, просили, добеги.
Кадр сменился, сын остался жить,
Просит мать о сыне повторить».


Мой сын остался жить! И сегодня в нашем доме живут другие песни. Про Кавказ.  Может, потому, что мой муж укачивал нашего маленького сынишку под песню «Темная ночь, только пули свистят по степи…» Это была самая лучшая колыбельная всех времен. Колыбельная  любящего отца.

ПОД ЭТИ ПЕСНИ ПЛАЧУТ И ФРАНЦУЗЫ
Самый именитый баритон России, да, пожалуй, и мира Дмитрий Хворостовский, посвятивший сборник песен военных лет ветеранам Второй мировой, рассказывал в одном из своих  интервью:
– Этот репертуар всегда был со мной, как и со всеми людьми в России. Ведь Великая Отечественная затронула каждую семью, каждого человека в нашей стране – практически каждая семья потеряла кого-то в этой войне. Война оставила свой след и в нашей семье. Меня растила и воспитывала моя бабушка, которая рассказывала мне много историй про деда. Он погиб на фронте – в первом же бою под Москвой. Если хотите, назовите это данью памяти моей бабушке и дедушке, которого я никогда не видел. В песнях военных времен – романтика и лирика того момента. Вспомните, к примеру, песню «Жди меня». Знаменитые стихи Симонова, которые стали едва ли не гимном всех, ожидавших возвращения близких с фронта. А в песне «Маньчжурские сопки» совсем другая романтика. Это скорбь об утраченных родных и близких людях.

На записях постоянно присутствовали мои родители и знакомые, у которых стояли ком в горле и слезы в глазах. Ведь для всех – это память, свои ассоциации и утраты. Эта запись была совершенно невероятным испытанием не только для меня. Я был вынужден нередко останавливаться, потому что просто не мог петь.

На вопрос « Как, по-вашему, в современной России, которая после Великой Отечественной войны пережила «Афганистан» и переживает «Чечню», воспринимаются эти песни?», он ответил:
– Интерес к военной песне, конечно же, не угас. Войны продолжаются, и память об утратах и погибших остается. Пока мы помним о войне и утратах, такое повториться не должно. Я исполнял эту программу в Париже, и реакция публики превзошла любые ожидания. Оказалось, что люди воспринимают эти произведения одинаково – французы, как и русские, встают со слезами на глазах..

ПОКА МЫ ПОМНИМ И ПОЕМ, МЫ НЕ ПОБЕДИМЫ
В этот день, в день защитников Отечества,  хочется привести мнение одного из авторов блога в ЖЖ  о том, насколько велики шансы у нашей современной Армии на победу в любой войне.  Так вот, этот автор Третьяков, дает свою оценку этим шансам « Я оцениваю эти шансы (на нашу победу) как 100-процентные. Приведу всего два, причём нетрадиционных, доказательства. Один крайне высокопоставленный российский военный передал мне оценку своих американских коллег результатов первой и второй чеченских кампаний, проведённых российской армией. Как известно, в ходе этих кампаний (особенно в ходе первой) американцы, имея – помимо космической разведки - своих «наблюдателей» по обе стороны «линии фронта», могли практически в деталях и каждодневно фиксировать весь ход боевых действий. Так вот, американские военные аналитики признали (неофициально и негласно, естественно), что, по их оценкам, состояние российской армии, систем связи, военной техники, управления войсками, моральной поддержки со стороны общества и пр. делало абсолютно невозможной победу России над «сепаратистами». Однако она победила. Более того, американцы признались, что если бы всё это наблюдалось в войне, ведущейся американцами, то они проиграли бы непременно.

Так и было сказано: Вы не должны были победить, но почему-то победили. Мы в таких условиях никогда не победили бы.

Второй, ещё более неклассический аргумент. Анализ русской военной и армейской песни (дореволюционной и советской), этого самоценного пласта русской культуры, его мелодики и семантики, самого факта существования громадного, утончённого, многосмыслового, исключительного по своим качествам  минимально агрессивного и максимально человеколюбивого, приводит к выводу о феноменальности этого явления, его мировой исключительности. Словом, русский военный мелос и поэтика свидетельствуют: это культура народа-победителя и воина-победителя.

Как известно, даже папа Иоанн-Павел II, не любивший коммунизм и Советский Союз, был глубоким почитателем русской военной песни, а вообще любимой его песней было то ли «Полюшко-поле», то ли «Эх, дороги…»»

Вот они, русские военные песни! Пока мы их помним и поём, а мы их помним и поём, мы непобедимы!

Комментариев нет:

Нравится?